Редакция от 16 мар 2020
Если учредитель распорядился прекратить уроки в вашей школе из-за коронавируса, переведите детей на дистанционное обучение. В новой рекомендации читайте, какие документы принять для дистанционного обучения, какие ресурсы использовать и как оценивать результаты обучения.
Издайте приказ о переходе на дистанционное обучение. Установите ответственного за удаленное взаимодействие. Например, поручите каждому классному руководителю отвечать за дистанционное обучение в его классе.
Распорядитесь, чтобы внесли изменения в рабочие программы по предметам. В них надо отразить, что образовательный процесс ведется с помощью дистанционных технологий. Учителя должны так распланировать электронные занятия, чтобы не нарушить требования СанПиН школы о продолжительности непрерывного применения технических средств.
Сколько можно непрерывно использовать технические средства обучения на занятии
Общее время работы за компьютером не должно превышать нормы: в 1–2-м классе – 20 минут, 4-м – 25 минут, 5–6-м классе – 30 минут, 7–11-м – 35 минут.
Закрепите особенности организации дистанционного обучения в локальном акте. Используйте готовый образец.
Поручите заместителю директора по УВР проинформировать родителей об условиях дистанционного обучения: как дети получают задания, где их выполняют, кто и когда будет проверять работы.
Вывесите приказ о дистанционном обучении и дополнительную информацию на сайте школы, информационном стенде около входа.
Для дистанционного обучения понадобится три вида ресурсов: базы данных с учебной информацией, компьютерное оборудование, интернет.
Базы данных. Используйте возможности проекта «Российская электронная школа». На портале сформировали банк интерактивных уроков по всем предметам в соответствии с ФГОС (приказ Минобрнауки от 09.06.2016 № 698). На сайте размещают рабочие программы по каждому предмету с 1-го по 11-й класс, учебные и тематические планы, упражнения и проверочные задания.
Чтобы получить доступ к интерактивным урокам или стать участником проекта, нужно зарегистрироваться на сайте resh.edu.ru.
Если нет возможности использовать базы данных с готовым материалом, учителя могут разработать свой контент. Главное, чтобы ученики имели к нему доступ. Можно использовать персональные сайты педагогов или образовательные платформы, на которых учителя размещают электронные уроки. При необходимости педагоги вправе воспользоваться возможностями программ, которые обеспечивают текстовую, голосовую и видеосвязь между компьютерами через интернет, например, Skype, WhatsApp, Zoom. Программы позволяют проводить онлайн-занятия в режиме конференции или дополнительно разъяснять задания через видео- и аудиозаписи.
Компьютерное оборудование. Чтобы учиться дистанционно, каждый ученик должен иметь устройство для работы с цифровым контентом – компьютер или планшет, наушники или динамики, микрофон. Если учителю надо взаимодействовать с учеником дистанционно, он также должен иметь необходимое оборудование.
Пример оборудования для дистанционного обучения
Учителя могут контролировать результаты обучения двумя способами: регулярно дистанционно или после того, как дети перейдут в очный режим обучения.
Если учителя предусмотрели регулярную дистанционную проверку работ, проконтролируйте, чтобы программное обеспечение для дистанционного обучения предусматривало идентификацию личности учащегося и возможность отслеживания, соблюдает ученик условия выполнения задания или нет. Это важно, чтобы провести объективную оценку результатов обучения (п. 6 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 23.08.2017 № 816).
Если педагоги выбрали очную проверку заданий на уроке, то должны отразить это в тематическом планировании рабочей программы. Надо предусмотреть, что после восстановления обычного режима обучения учитель отводит часть урока на проверку пройденного материала.
Поручите учителям заполнять журнал в обычном режиме. Во время дистанционного обучения надо делать об этом пометку в графе «Комментарии» или «Тема урока». Дополнительно можно проставить «Д» в каждую клетку на пересечении фамилии ученика и даты занятия. Попросите выставлять оценки за работы в графы с теми датами, когда ученик их выполнял.